Выживут все? Не выживет никто?
В условиях, когда технологии стали мощнее и разрушительнее, полумеры не срабатывают. Сохранение экономической модели, основанной на росте рынков, означает потенциальную деградацию среды обитания людей, а в пределе — смертный приговор для части человечества. Специалисты и ученые все чаще задумываются о поисках выхода из этого положения. Ясно, что людям придется чем-то поступиться во имя общих прав на жизнь.
Сократить потребление? Отказаться от личных автомобилей в пользу общественного транспорта, от избыточного предложения товаров и услуг, от избыточно мощной бытовой техники, от копеечных изделий «быстрой моды»? «Может быть, когда-нибудь потом», — ответит потребитель из развитой страны, не желая жертвовать привычным уровнем жизни. А вот для жителей «третьего мира» (4/5 населения планеты) сокращение потребления означает, что их жизнь никогда не приблизится к стандартам «золотого миллиарда».
Какими методами будут «уговаривать» человечество принять модель совместного выживания путем отказа от личных благ в пользу общего блага? О грядущем изменении понятия прав человека уже заговорили некоторые эксперты и даже документы ООН. К примеру, Филип Алстон, эксперт ООН по бедности и правам человека, заявил: «Изменение климата имеет огромное значение для прав человека, которое в значительной степени игнорируют. Под угрозой находятся права на жизнь, еду, жилье и воду. Еще сильнее климатические перемены скажутся на демократии, так как правительствам в попытках справиться с их последствиями придется убеждать людей принять необходимые социальные и экономические преобразования основ общества. В таких условиях гражданские и политические права будут очень уязвимы».
Подчинение личных прав групповым интересам знакомо людям с древности. Джаред Даймонд, американский эволюционный биолог, физиолог и автор нескольких научно-популярных работ, в своей книге «Коллапс» рассматривает несколько примеров пересмотра ценностей целыми обществами: «Будут ли ценности, верно служившие обществу раньше, значимы в новых, изменившихся условиях? Какие из этих ценностей можно отбросить, заменить другими? Гренландские норвежцы отказались изменить свою идентичность европейцев, христиан и пастухов — в результате они погибли. Напротив, островитяне Тикопии набрались смелости и избавились от экологически деструктивных свиней, хотя свинья и была единственным на острове крупным домашним животным, к тому же главным символом островов Меланезии. Австралия сейчас находится в процессе отбрасывания своей идентичности как британского сельскохозяйственного общества. Исландцы, многие индийские традиционные кастовые сообщества, в прошлом зависимые от системы орошения ранчеро Монтаны, недавно добились подчинения личных прав групповым интересам. Таким образом они смогли распределить ресурсы и избегнуть трагедии общин, поразившей многие другие группы». Можно добавить пример Китая, проводившего политику ограничения рождаемости («Одна семья — один ребенок»), оказавшуюся успешной.
Иными словами, ограничение изменений климата, антропогенных или иных, подразумевает необходимость пересмотра базовых ценностей общества. Выживут все — или не выживет никто.