Интересно, что даже завершенное в 1957 году промышленное здание, где расположен синхрофазотрон, также получило классические фасады, хотя оно и построено по принципу функционализма. Этот принцип в архитектуре утверждался еще в 1920—1930-х годах. Он предполагал, что форма здания отражает его функцию. Например, здания Хлебозавода № 5 (недалеко от станции метро «Улица 1905 года») и Хлебозавода № 9 (рядом с метро «Дмитровская») в Москве построены в виде цилиндров, потому что там стояли кольцевые конвейеры.
То же самое и со зданием синхрофазотрона в Дубне. Кстати, именно в нем проходили съемки фильма «Девять дней одного года» Михаила Ромма. Реактор, коридор, свинцовые двери — в фильме все показано с предельной достоверностью. Вы можете вспомнить, как выглядит в фильме синхрофазотрон: это кольцеобразная установка, поэтому и здание получилось круглым. Форма здания — это отражение его функции, а не следование классическому канону, как в сталинские годы.
Однако фасады этого здания достаточно торжественные — они украшены портиками из пилястр. (Пилястры — это ложные колонны, прикрепленные к стене.) Центральная часть здания — своеобразный зенитный фонарь, она увенчана куполом. Здание напоминает храмовые постройки и в конечном счете восходит к Пантеону в Древнем Риме — первой крупной цилиндрической постройке в истории человечества, увенчанной куполом.
Посмотрим на интерьеры, на синхрофазотрон, который обусловил форму здания. Если снаружи здание выглядит как советский цирк, то внутри него — промышленные помещения, большепролетные перекрытия и мощные колонны.